В соответствии с письмом заместителя Председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н. С. Максимовой Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо членов Совета Федерации Т. А. Гигель и В. В. Полетаева по обращению заместителя Председателя Правительства Республики Алтай, министра финансов Республики Алтай О. В. Завьяловой о продлении действия части 9 статьи 7 Федерального закона от 9 апреля 2009 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 58-ФЗ) до 1 января 2020 года и письмом от 20.08.2015 г. № 01-02-03/06-48044 сообщило следующее.
"В августе 2014 года Правительством Российской Федерации рассматривался и не был поддержан проект федерального закона № 495311-6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Государственным Собранием Республики Мордовия, который также предусматривал аналогичные нормы.
Законопроектом предлагалось продлить с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года срок действия части 9 статьи 7 Федерального закона № 58-ФЗ, предусматривающей, что до указанного периода предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) может превысить ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в пределах объема государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января текущего года и (или) в случае утверждения законом субъекта Российской Федерации (нормативным актом представительного органа муниципального образования) о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) бюджетных кредитов, привлекаемых в текущем финансовом году в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в пределах указанных кредитов.
Вместе с тем возможность превышения предельного объема государственного долга субъектов Российской Федерации (муниципального долга) на сумму привлеченных бюджетных кредитов создает условия для наращивания долговых обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в виде обязательств по ценным бумагам и кредитам от кредитных организаций на сумму задолженности по бюджетным кредитам и увеличения государственного долга субъектов Российской Федерации (муниципального долга).
При этом большинству субъектов Российской Федерации в 2014-2015 годах из федерального бюджета были предоставлены бюджетные кредиты в целях погашения долговых обязательств субъектов Российской Федерации по ценным бумагам и кредитам от кредитных организаций на условиях поэтапного сокращения доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам к 1 января 2017 года до уровня 50 процентов от суммы доходов регионального бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, а также поэтапного снижения дефицита регионального бюджета к 1 января 2017 года до 10 процентов от суммы доходов регионального бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за 2016 год.
Соблюдение указанных условий при формировании и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации в 2015-2016 годах приведет к снижению объема государственного долга соответствующих регионов, в том числе в результате мер, направленных на увеличение их доходов, оптимизацию расходов и совершенствование долговой политики.
Необходимо отметить, что согласно отчетной информации об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2014 год в 14 субъектах Российской Федерации государственный долг превысил ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации (без учета положений Федерального закона № 58-ФЗ). При этом 6 из 14 указанных субъектов Российской Федерации являются высокодотационными.
В рамках соглашений с высокодотационными субъектами Российской Федерации (пункт 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации) будут осуществлены меры, направленные на снижение уровня государственного долга соответствующих субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем с учетом прогноза исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году считаем возможным рассмотреть вопрос о продлении срока действия части 9 статьи 7 Федерального закона № 58-ФЗ до 1 января 2018 года.
Минфин России осуществляет мониторинг соблюдения условий предоставления вышеуказанных бюджетных кредитов и вправе при использовании не по целевому назначению бюджетного кредита и (или) невыполнении обязательств, определенных соглашениями о предоставлении указанных бюджетных кредитов, удерживать за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, сумму задолженности по бюджетному кредиту, проценты за пользование средствами федерального бюджета, а также штрафы (пени).
Так в соответствии с соглашениями о предоставлении бюджету Республики Алтай из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Алтай от 27 ноября 2014 г. № 01-01-06/06-424 и от 8 апреля 2015 г. № 01-01-06/06-36 (далее – Соглашения) Правительство Республики Алтай обязано обеспечить поэтапное снижение дефицита республиканского бюджета к 1 января 2016 года до 0 процентов от суммы доходов без учета безвозмездных поступлений за 2015 год, к 1 января 2017 года до 10 процентов от суммы доходов без учета безвозмездных поступлений за 2016 год; обеспечить сохранение доли общего объема долговых обязательств Республики Алтай по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам субъекта Российской Федерации к 1 января 2016 года на уровне до 50 процентов от суммы доходов без учета безвозмездных поступлений за 2015 год, к 1 января 2017 года на уровне до 50 процентов от суммы доходов без учета безвозмездных поступлений за 2016 год.
При этом общая величина государственного долга Республики Алтай в 2015-2016 годах с учетом достижения вышеуказанных целевых показателей Соглашений не превышает предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, установленный статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации".