Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с письмом Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрело обращение Л. В. Караваевой по вопросу финансирования полномочий органов местного самоуправления поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и письмом от 29.07 2015 г. № 06-04-03 /01/43916 сообщило следующее.
"В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 383-ФЗ) в статью 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие передачу с 1 января 2015 года в бюджеты муниципальных районов из бюджетов сельских поселений в полном объеме доходов от продажи и передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков.
До 1 января 2015 года поступления доходов от распоряжения указанными земельными участками, расположенными в границах сельских поселений, зачислялись в бюджеты сельских поселений и в бюджет муниципального района по нормативам 50% и 50% соответственно.
Перераспределение на федеральном уровне доходных источников между бюджетами сельских поселений и бюджетами муниципальных районов произошло в целях обеспечения муниципальных районов финансовыми ресурсами для решения вопросов районного и межпоселенческого значения в связи с передачей им с 1 января 2015 года большинства наиболее «затратных» вопросов местного значения от сельских поселений (в коммунальной сфере и сфере дорожной деятельности, обеспечения граждан жилыми помещениями, организации транспортного обслуживания населения, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, особо охраняемых природных территорий местного значения, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, проведения аварийно-спасательных работ).
По данным финансовых органов субъектов Российской Федерации объем расходов по переданным вопросам местного значения составляет в среднем около 50% объема расходных обязательств сельских поселений.
Передача вышеуказанных неналоговых поступлений из бюджетов сельских поселений в бюджеты муниципальных районов по нормативу 50% была вызвана недостаточностью перераспределяемых между бюджетами поступлений от уплаты налога на доходы физических лиц по нормативу 8% и 20% от единого сельскохозяйственного налога, а также поступлений от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, и государственной пошлины на транспорт, зачисляемых в доходы муниципальных районов для обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных районов после передачи вопросов местного значения.
Иных альтернативных доходных источников, возможных для перераспределения налоговых и (или) неналоговых поступлений с уровня сельского поселения на уровень муниципального района в целях финансового обеспечения переданных муниципальному району вопросов местного значения не имелось.
Полномочия по распоряжению земельными участками на территории сельских поселений, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 марта 2015 года являются полномочиями органов местного самоуправления сельских поселений при наличии утвержденных ими правил землепользования и застройки. В этой связи установленное Законом № 383-ФЗ зачисление доходов от продажи и передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков в бюджеты муниципальных районов вместо бюджетов сельских поселений будет стимулировать органы местного самоуправления сельских поселений к участию в проведении мероприятий по передаче земельных участков в частную или муниципальную собственность и способствовать скорейшему завершению разграничения собственности на такие земельные участки, расширению налогооблагаемой базы и росту поступлений по земельному налогу, который по нормативу 100% зачисляется в доходы бюджетов сельских поселений, либо поступлений от арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности сельских поселений.
Отмечаем, что собственные доходы местных бюджетов формируются не только за счет поступлений от налоговых и неналоговых доходов, но и за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджетов других уровней бюджетной системы. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных районов относится выравнивание бюджетной обеспеченности сельских поселений путем предоставления дотаций из регионального и районного фондов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Также в соответствии со статьями 58, 63 и 63.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) могут устанавливаться соответственно единые и (или) дополнительные для бюджетов поселений (внутригородских районов) нормативы отчислений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и (или) бюджет муниципального района (городского округа с внутригородским делением).
Такая финансовая поддержка увеличивает объем собственных доходов местных бюджетов и не препятствует самостоятельности органов местного самоуправления. При этом осуществление выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации является обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных районов.
Кроме того сообщаем, что на федеральном уровне приняты меры по поэтапному увеличению в 2013-2016 годах бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в том числе поселенческого уровня, за счет перераспределения из федерального и регионального бюджетов отдельных налоговых и неналоговых доходов, оптимизации предоставленных федеральным законодательством льгот по местным налогам, совершенствования организации межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях".