Ответ Минфина РФ на обращение Азовского немецкого национального муниципального района

Министерство финансов Российской Федерации письмом от 23.04.2014 № 01.02.03/06-20295 в соответствии с обращением заместителя главы Азовского немецкого национального муниципального района Омской области Т.П. Дашевской о внесении изменений в действующее законодательство в части увеличения перечня налогов и нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов и сельских поселений, сообщило следующее.

В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разграничены полномочия и доходные источники бюджетов. Закрепление на постоянной основе налоговых доходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации осуществлено в соответствии с расходными обязательствами публично-правовых образований. При этом при определении перечня налогов, подлежащих зачислению в местные бюджеты, учитывались такие принципы как равномерность размещения их налоговой базы по территории региона, степень их мобильности, возможность органов местного самоуправления муниципальных образований существенным образом влиять на базу их налогообложения и собираемость, взаимосвязь налогов с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории. Указанными признаками обладают местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог), налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход.

Следует отметить, что на федеральном уровне были приняты меры по повышению бюджетной обеспеченности муниципальных образований путем внесения в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации изменений, реализация которых запланирована в 2013-2016 годах.

Так, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления », а также перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 28 марта 2012 г. № ВП-П16-1771 по реализации положений статьи «Демократия и качество государства» от 6 февраля 2012 года (пункт 2), Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 18 апреля 2012 г. № ВП-Ш6-14пр (пункт 5 раздела II Протокола) в 2012 году на федеральном уровне были приняты законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 244-ФЗ), Федеральный закон от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 94-ФЗ), Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 202-ФЗ), которые предусматривали поэтапное повышение бюджетной обеспеченности муниципальных образований в течение 2013-2016 годов путем передачи в местные бюджеты, в том числе в бюджеты поселений, отдельных налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых ранее в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, отмену отдельных льгот по земельному налогу, установленных на федеральном уровне, а также совершенствование межбюджетных отношений на региональном уровне.

Так, с 2013 года за счет уменьшения доходов регионального бюджета в бюджеты поселений зачисляется 50% поступлений от единого сельскохозяйственного налога (в 2012 году — 35%), 100% доходов от всех штрафов за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Законом № 202-ФЗ предусмотрено признание с 1 января 2013 года объектом налогообложения по земельному налогу земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, что способствует повышению объемов налоговых поступлений по указанному налогу в местные бюджеты.

Кроме того, Законом № 244-ФЗ на региональном уровне предусмотрено оказание муниципальным образованиям финансовой помощи из региональных бюджетов на принципах стабильности и предсказуемости на долгосрочный период, повышения значимости выравнивания финансовых возможностей деятельности муниципальных образований по решению вопросов местного значения, в том числе установлены:

требования к порядку определения субъектами Российской Федерации объема дотаций местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности, исходя из критерия выравнивания, устанавливаемого субъектом Российской Федерации, при условии не снижения величины данного критерия в очередном году и плановом периоде;

запрет на сокращение утвержденных на 3-летний период объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, распределенных по муниципальным образованиям, при планировании бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, с одновременным установлением права утверждать в региональных бюджетах нераспределенные объемы дотаций в размере не более 20% от их общего объема;

требование об обязательном утверждении субъектами Российской Федерации перечня расходных обязательств муниципальных образований, софинансируемых за счет субсидий, на срок не менее 3 лет и иные меры.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 37 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и пунктом 20 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выравнивание бюджетной обеспеченности поселений отнесено соответственно к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и к вопросам местного значения муниципального района.

29 мая 2014