Ответ Минфина РФ по вопросу выделения ассигнований из федерального бюджета на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с обращением Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам от 28.03.2014 № 3.7-29/178/84586 рассмотрело обращение президента Российской библиотечной ассоциации В.Р. Фирсова по вопросу выделения ассигнований из федерального бюджета на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований (далее — Комплектование книжных фондов) и письмом от 29.04.2014 № 01.-2.-3/12.20118 сообщило следующее.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы комплектования книжных фондов относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения (к вопросам местного значения муниципального района), осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии со статьей 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, а также ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.

Иные межбюджетные трансферты на Комплектование книжных фондов предусматривались Министерством культуры Российской Федерации в пределах установленных ему бюджетных ассигнований, начиная с 2008 года, и составили 2 150,0 млн. рублей, в том числе:

2008 год — 350,0 млн. рублей;

2009 год — 450,0 млн. рублей;

2010 год — 300,0 млн. рублей;

2011 — 2013 годы — по 350,0 млн. рублей ежегодно.

Указанные бюджетные ассигнования не исключались Минфином России из объемов бюджетных ассигнований, доведенных по Минкультуры России как главного распорядителя средств федерального бюджета при формировании Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее — Закон № 349-ФЗ).

При формировании Закона № 349-ФЗ Минкультуры России в возвратном распределении бюджетных ассигнований не предусмотрело бюджетные ассигнования на Комплектование книжных фондов.

При рассмотрении в установленном порядке несогласованных вопросов по бюджетным проектировкам на 2014-2016 годы дополнительная потребность в указанных бюджетных ассигнованиях также Министерством культуры Российской Федерации не заявлялась.

Учитывая, что полномочиями по планированию соответствующих расходов бюджета наделено Минкультуры России, являющееся также согласно Положению о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, Минфином России был направлен запрос, на который Минкультуры России (копия письма Минкультуры России от 24.04.2014 № 1887-01-50-НМ прилагается) сообщило, в связи с чем не предусмотрело ассигнования на Комплектование книжных фондов в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Согласно пояснениям Минкультуры России, в настоящее время одной из наиболее значимой задачей является перевод информации с бумажных носителей в электронный вид.

Гигантские объемы уже накопленной информации, непрерывно продолжающийся рост ее количества, разнородный и разобщенный по многим признакам характер хранения и распространения, отсутствие

унифицированного доступа к ней создают существенные и все возрастающие проблемы ее эффективного использования.

Осознание указанных проблем, а также качественные изменения в области развития современных информационных технологий и средств передачи данных привели к необходимости поиска новых подходов и решений проблем создания хранилищ информационных ресурсов, их организации, средств и способов доступа к ним пользователей. В обобщенном виде такие подходы сегодня стали трактовать как создание «цифровых» или «электронных» библиотек. На смену информационному обслуживанию на печатных носителях приходит обеспечение пользователей, основанное на электронном представлении самой разнообразной информации, тиражируемой в неограниченном количестве и оперативно доступной по глобальным компьютерным сетям независимо от времени обращения к ней и местонахождения пользователей.

С 2011 года производится государственная поддержка библиотек в части подключения их к сети Интернет и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки, на эти цели выделялось по 50 млн. рублей ежегодно, с 2014 года — 80 млн. рублей.

При поддержке Минкультуры России идет формирование Национальной электронной библиотеки (НЭБ), объем НЭБ достиг более 1 млн. 278 тыс. документов. Также во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в 2012 году было оцифровано и включено в НЭБ 12 тысяч названий актуальной научной и учебной литературы, а в 2013 году — 11 689 тысяч наименований изданий.

На данный момент около 50 % общедоступных библиотек подключены к сети Интернет. В 2013 году от данных трансфертов отказались ряд регионов в связи с полным подключением библиотек к сети Интернет.

29 мая 2014