Ответ Минфина РФ по вопросу предоставления господдержки на проведение капремонта в многоквартирных домах

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение Законодательного Собрания Красноярского края по вопросу предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и письмом от 30.04.2014 № 01.-2.-3/06-20826 сообщило следующее.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон о приватизации) в первоначальной редакции было предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта в соответствии с нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда, осуществляется, как правило, после проведения наймодателем капитального ремонта. При этом указано, что при согласии граждан за непроизведенный ремонт наймодателем может выплачиваться соответствующая компенсация.

В январе 1993 года вступила в силу новая редакция указанной статьи, предусматривающая осуществление приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, в соответствии с Законом о приватизации с сохранением за наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В 2002 году уточнено, что данная обязанность сохраняется за бывшим наймодателем.

В декабре 2012 года в Жилищный кодекс Российской Федерации введена статья 168, согласно которой в первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.

Применение указанной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации при формировании региональных программ капитального ремонта должно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в строгом соответствии с вышеизложенными положениями Закона о приватизации.

Так, объем обязательства бывшего наймодателя по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме при условии документального подтверждения факта его необходимости на дату приватизации первого жилого помещения должен определяться исходя из действовавших на момент приватизации норм содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, с соответствующим уменьшением в случае исполнения обязательства путем проведения капитального ремонта, в том числе с использованием средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, выплат вышеуказанных компенсаций и в иных предусмотренных законодательством формах.

Соответственно введение жилищного фонда в эксплуатацию в 40 — 70-е годы XX века, на что указано в обращении Законодательного Собрания Красноярского края, не может являться достаточным условием для включения в региональную программу капитального ремонта положений, предусматривающих проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в первоочередном порядке.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время функции по предоставлению финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов осуществляет государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» внесены изменения, устанавливающие особенности расходования средств данной государственной корпорации, предоставленных после 1 января 2014 года на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Исходя из вышеуказанного, предложение, изложенное в обращении Законодательного Собрания Красноярского края, не поддерживается.

28 мая 2014