Ответ Минфина РФ о регулирования алкогольного рынка

Министерство финансов Российской Федерации письмом от 15.05.2014 г. № 03-07-06/22884 на обращение Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области по предложениям по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части регулирования алкогольного рынка и по предложениям о внесении изменений в бюджетное и налоговое законодательство сообщило следующее.

О снижении размера государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с 40 000 до 25 000 рублей.

Главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дифференциация размеров государственной пошлины предусмотрена исходя из категории плательщиков и (или) вида совершаемого юридически значимого действия.

Согласно статье 333.16 главы 25.3 Кодекса государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.

Таким образом, уплата государственной пошлины является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий вышеназванными органами, действующими в общественных интересах и реализующих свои государственно — властные функции.

При определении конкретного размера государственной пошлины учитываются фактические затраты каждого органа власти по совершению юридически значимого действия.

Следует отметить, что размеры государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на протяжении четырех лет действия главы 25.3 «Государственная пошлина» Кодекса (с 29 января 2010 года) не пересматривались.

В связи с необходимостью создания дополнительного источника поступлений в бюджеты бюджетной системы, в том числе с учетом уровня инфляции, Минэкономразвития России совместно с Минфином России подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», которым предусмотрено увеличение размеров государственной пошлины, установленных главой 25.3 «Государственная пошлина» Кодекса, в среднем в 1,6 раза.

Учитывая, что принятие предложения о снижении размера государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции приведет к сокращению поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, данное предложение не поддерживается.

Кроме того, аналогичные предложения рассматривались в Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках проекта федерального закона № 310900-6 «О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», не были поддержаны Правительством Российской Федерации и отклонены Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Об изменении порядка распределения акцизов на алкогольную продукцию между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и зачислении 50 процентов акцизов по этим товарам в региональные бюджеты

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в региональные бюджеты зачисляются доходы от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов по нормативу 40 процентов.

Зачисление доходов от акцизов на алкогольную продукцию по нормативам 50 процентов в федеральный бюджет и 50 процентов в региональные бюджеты приведет к выпадающим доходам федерального бюджета. При этом по данным Федеральной налоговой службы в 2013 году на территории 10 регионов России было аккумулировано 57 процентов всех поступлений по акцизам на алкогольную продукцию, что свидетельствует о неравномерности распределения налоговой базы. Следовательно, увеличение нормативов зачисления доходов от акцизов на алкогольную продукцию для бюджетов субъектов Российской Федерации приведет к увеличению разрыва в уровне их бюджетной обеспеченности и необходимости увеличения объемов выравнивающих трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в региональные бюджеты также зачисляются доходы от акцизов на:

• пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, — по нормативу 100 процентов;

• на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно — по нормативу 100 процентов. Перераспределение этих доходов может привести к выпадающим доходам региональных бюджетов.

Учитывая изложенное, предложение об изменении порядка зачисления доходов от акцизов на алкогольную продукцию также не поддерживается.

28 мая 2014