ВМоскве 7июня были обнародованы итоги VВсероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование всфере управления общественными финансами». Кподведению итогов конкурса была приурочена конференция «Вопросы бюджетной иналоговой политики муниципальных образований всовременных условиях», входе которой финансисты обсудили актуальные для местного самоуправления проблемы совершенствования межбюджетных отношений, развития программно-целевых методов бюджетирования, атакже реализации Закона №83-ФЗ.
Отмена федеральных льгот: первая ласточка
Вэтом году генеральным спонсором конкурса инаучно-практической конференции выступило ОАО «СМП Банк». Официальным спонсором стало ООО «БФТ», спонсорами— НПО «САПФИР» иКонсультационно-методологический центр «Баланс-Информ». Информационный партнер акции— «Российская газета».
Мероприятие открыла председатель Совета Сообщества финансистов России, заместитель председателя Комитета Государственной думы побюджету иналогам Н.С.Максимова. ВДуме впредшествующие недели обсуждалось сразу несколько законопроектов, имеющих прямое отношение кдоходам местных бюджетов. Так, накануне конференции был рассмотрен законопроект оналогообложении некоторых земель, находящихся вфедеральной собственности, аименно земель Министерства обороны иряда других силовых ведомств (втом числе таможни) поставке 0,3% откадастровой стоимости. Альтернативная версия законопроекта предусматривала ставку 1,5%, однако Правительство РФдало положительное заключение только напервый вариант. «Врезультате введения этой нормы местные бюджеты получат дополнительно порядка 3миллиардов рублей,— сказала Максимова. —Это только первая ласточка, мыждем отПравительства крупного блока поправок взаконодательство, касающегося отмены федеральных льгот подругим объектам».
Пословам С.В.Разгулина, продолжившего тему, наибольшее количество выпадающих доходов отприменения льгот, установленных нафедеральном уровне, связано сольготами поналогу наимущество организаций. Всвою очередь, вэтой сумме порядка 90% занимают льготы, предоставленные субъектам естественных монополий. Минфин России уже подготовил проект поправок, преду-сматривающих постепенное включение вобъект налогообложения имущества естественных монополий, втом числе ЛЭП, магистральных трубопроводов инекоторых иных видов технологического имущества. Предполагается, что соследующего года ставка поэтим объектам составит 0,4% ихсреднегодовой стоимости, ав2018 году достигнет 1,9% свыходом наобщеустановленную ставку 2,2% к2019году. Попредварительным расчетам, к2019 году это принесет бюджетам субъектовРФ порядка 147 млрд руб.
Специальные налоговые режимы
Другой законопроект должен внести изменения вНалоговый кодекс вчасти, регулирующей применение специальных режимов налогообложения, и, помнению Н.С.Максимовой, защитить интересы малого бизнеса иконкретно индивидуальных предпринимателей. Во-первых, предусмотрено, что предельный размер доходов, при котором предприниматель получает право применять упрощенную систему налогообложения, будет индексироваться ежегодно наиндекс-дефлятор. Во-вторых, закон продлевает применение ЕНВД до1января 2018года. Вомногом это стало ответом наобращения состороны муниципального сообщества, опасающегося потери доходов (ранее планировалось постепенно сокращать действие этого налога идо2014 года полностью исключить его изсистемы налогообложения). Нуи, в-третьих, вНалоговый кодекс вводится глава «Патентное налогообложение», согласно которой соответствующий налоговый режим распространяется на47видов деятельности. Таким образом, пояснила депутат, индивидуальный предприниматель сможет самостоятельно выбрать одну изтрех систем налогообложения.
Как уточнил С.В.Разгулин, патентную систему налогообложения субъектыРФ обязаны ввести вдействие своими законами с1января 2013года, причем имдано право расширить базовый федеральный перечень из47видов деятельности. Налогоплательщиками могут стать индивидуальные предприниматели, которые привлекают неболее 15наемных работников. Законом субъекта должна быть преду-смотрена годовая стоимость патента. Нафедеральном уровне установлены минимальный имаксимальный уровени— от100тыс.до1млн руб., причем законом субъектаРФ такая доходность может быть увеличена втри раза, впять раз— для городов-миллионников ивдесять раз— для некоторых видов деятельности.
Д.С.Хворостухина подчеркнула, что всоответствии спредложениями Президента РФ100% поступлений отприменения патентной системы налогообложения будут зачисляться вбюджеты муниципальных районов игородских округов. «Пока сложно прогнозировать, вкакие объемы выльется реализация этих предложений, посмотрим, что будет после введения данного налога с2013года»,— сказала она. Всвязи спланируемой отменой ЕНВД в2018 году Правительству РФдано поручение пересмотреть нормативы распределения доходов отУСН, которые сейчас полностью зачисляются вбюджеты субъектов РФ. Однако эти доходы значительны— около 140 млрд руб.вгод, поэтому дополноценного внедрения патентной системы налогообложения (когда станет ясно, сколько дополнительных поступлений уходит вместные бюджеты) принято решение ничего неменять.
Впрочем, прозвучало инеприятное для субъектовРФ известие. ВОсновных направлениях налоговой политики заложена мера, направленная настимулирование обновления основных средств: все вновь вводимое движимое имущество с1января 2013 года будет освобождаться отобложения налогом наимущество организаций. Таким образом, объектом налогообложения будет выступать только недвижимость идвижимое имущество, принятое научет до31декабря 2012года. Попредварительным оценкам, озвученным С.В.Разгулиным, сумма выпадающих доходов региональных бюджетов составит около 8млрд руб.вгод.
МСФО. Русская версия
С.В.Сивец затронула тему внедрения вроссийских учреждениях международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора. Поеесловам, уже подготовлен официальный русский перевод этих стандартов, ик1июля, как предполагается, онбудет утвержден ииздан. Сейчас сним можно ознакомиться насоответствующем разделе сайта Минфина России.
Объясняя необходимость внедрения международных стандартов, Сивец напомнила, что в2011 году было принято Положение опризнании МСФО иихразъяснений для применения натерритории РФ. Кроме того, Федеральный закон от6декабря 2011г. №402-ФЗ «Обухгалтерском учете», вступающий всилу 1января 2013года, предполагает наличие двух официальных уровней регулирования порядка ведения учета иотчетности— государственного (состороны Минфина России иЦентробанка) инегосударственного. Причем под последним понимается профессиональное суждение бухгалтера, сформированное наоснове государственного регулирования, атакже международных стандартов финансовой отчетности иоформленное соответствующим актом учреждения. Эта новация, помнению эксперта, приближает Россию кмировым стандартам финансовой отчетности.
Бюджетные правила коснутся всех
С.В.Романов рассказал оработе поформированию бюджетных правил, которые должны быть введены вдействие начиная сбюджетного цикла 2013 года сполным их«включением» в2016году. Они впервую очередь формализуют использование нефтегазовых доходов федерального бюджета. Будут рассматриваться иправила, напрямую несвязанные сэтой темой, например устанавливающие предельные размеры расходов бюджета, условно распределяемых расходов, порядка формирования ииспользования источников финансирования дефицита бюджета. Причем предполагается, что подобными бюджетными правилами до2018 года будут пользоваться до25% бюджетов бюджетной системыРФ (тоесть как субъектыРФ, так имуниципальные образования).
Еще одно важное направление работы связано спереходом напрограммно-целевое бюджетирование. «Предварительные шаги, связанные сподготовкой соответствующей нормативно-правовой базы, практически завершены,— сказал Романов. —Законопроект овнесении изменений вБюджетный кодекс вчасти перехода кпрограммно-целевому формату бюджета внесен вПравительство, причем основные процедуры согласования сМинэкономразвития иМинюстом уже пройдены». Предполагается, что восеннюю сессию закон будет принят. Федеральный бюджет перейдет напрограммный формат начиная сбюджетного цикла 2014года. Субъекты РФимуниципальные образования смогут самостоятельно принять решение опереходе нановую систему бюджетирования, ноподразумевается, что рано или поздно вся бюджетная система будет строиться попрограммным принципам.
Особый интерес собравшихся вызвало выступление иностранного гостя конференции— Ирит Авиви, начальника финансового отдела мэрииг. Нетании (Израиль). Она рассказала оструктуре органов управления израильских муниципалитетов, опроектах, реализуемых вгороде, атакже оприоритетах местного бюджета. Примечательно, что этот довольно небольшой пороссийским меркам муниципалитет (около 200тыс. жителей) засчет средств своего бюджета имеет возможность строить инфраструктуру, втом числе итакую дорогостоящую, как стадионы. Ирит Авиви была вручена благодарственная грамота оторганизаторов конференции завклад вукрепление профессиональных связей финансистов России иИзраиля.
Итоги конкурса
Мероприятие ставило своей целью предоставить местным ирегиональным финансистам возможность пообщаться сведущими экспертами федерального уровня. Однако унего была идругая задача: подведение итогов VВсероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование всфере управления общественными финансами». Научастие вконкурсе, организованном журналом «Бюджет» иСообществом финансистов России, подали заявки 129 муниципалитетов из53регионов страны. Как всегда, заявки анализировал экспертный совет, состоящий изпредставителей Минфина России, атакже профильных комитетов Совета Федерации иГосударственной думы. Пословам Д.С.Хворостухиной, конкурс формирует умуниципальных образований серьезные репутационные стимулы, заставляющие ихповышать качество управления финансами, совершенствовать бюджетный процесс, применять новые методики итехнологии организации бюджетного процесса. «Широкий охват конкурса позволяет переломить мнение отом, что нарайонном уровне муниципальные чиновники немотивированы никкаким нововведениям, акачество нормативной базы низкое»,— сказала она. Итоги конкурса полностью подтвердили этот тезис.