В 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.
Новации бюджетного законодательства, вводимые Правительством Российской Федерации, реализовывались и в нормативной базе муниципального образования «Город Томск» (далее по тексту- Город Томск).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Города Томска, регулирующими бюджетные отношения, в Городе Томске составляется, утверждается и исполняется бюджет Города Томска.
Деятельность органов местного самоуправления Города Томска по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета носит публичный характер. Начиная с отчета об исполнении бюджета Города Томска за 2005 год и проекта бюджета на 2007 год в Городе Томске проводятся публичные слушания по проектам решений Думы Города Томска об их утверждении с размещением материалов в средствах массовой информации. Порядок и сроки составления и утверждения проекта бюджета с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ определены в Положении «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Томск» (решение Думы города Томска от 06.10.2009 № 1316), ежегодно распоряжением администрации утверждается график разработки проекта бюджета. На основании ст. 174.2 Бюджетного кодекса РФ финансовым органом утвержден Порядок и методика раздельного планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Осуществляется экспертиза (подготовка заключений) и подготовка проектов муниципальных правовых актов, оказывающих влияние на формирование доходов, долговую политику, а также устанавливающих и (или) вносящих изменения в состав и объем расходных обязательств Города Томска.
В целях создания механизма непрерывного совершенствования управления муниципальными финансами постановлением администрации г.Томска от 28.12.2007 № 881 утверждена программа реформирования муниципальных финансов г.Томска на
В целях внедрения в бюджетный процесс инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в рамках реализации Программы реформирования муниципальных финансов утверждены основные нормативные правовые акты:
Об утверждении консолидированного перечня муниципальных услуг, оказываемых населению муниципального образования «Город Томск»;
Порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов бюджета;
О стандартах качества муниципальных услуг;
Об утверждении отраслевых стандартов качества по видам муниципальных услуг (образование, культура, здравоохранение);
О муниципальном задании на оказание муниципальных услуг;
Об утверждении порядка разработки и реализации городских долгосрочных целевых программ на территории муниципального образования «Город Томск»;
Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ;
Об утверждении методики расчета стоимости муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск»;
Муниципальные правовые акты по переходу бюджетных учреждений (образование, культура, здравоохранение, социальная политика) на новые системы оплаты труда.
Всего за период реализации указанной выше Программы разработано и утверждено более 100 муниципальных правовых актов.
Результатом данных реформ стало формирование в Городе Томске современной системы управления общественными финансами путем:
1) организации бюджетного процесса;
2) упорядочения основных социальных обязательств;
3) развития системы муниципального казначейства, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджета Города Томска, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств, управление единым счетом бюджета Города Томска;
4) поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (реестра расходных обязательств, докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных целевых программ, муниципальных заданий);
5) перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию;
6) создания законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг;
7) осуществления процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придание этому процессу публичности.
В целях обеспечения стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной политики в Городе Томске важнейшим достижением стал переход на среднесрочное бюджетное планирование. В 2009 году впервые был принят бюджет на очередной финансовый год и на плановый период.
Переход к планированию бюджета на три года потребовал внедрения автоматизированной системы «АЦК-Планирование». Проведена серьезная работа по автоматизации бюджетного процесса, что способствовало повышению точности бюджетной отчетности и эффективности среднесрочного и долгосрочного планирования и позволило в кратчайшие сроки (2 дня) формировать сводную бюджетную роспись и доводить до главных распорядителей бюджетных средств уведомления о бюджетных назначениях на трехлетний период. Доведение указанных уведомлений позволило главным распорядителям бюджетных средств размещать муниципальный заказ до начала очередного финансового года, в том числе и на плановый период.
В целях реализации принципов ответственного управления общественными финансами связанных с налогово-бюджетной прозрачностью, а также наличием эффективной системы исполнения бюджета, что способствует прозрачности и подконтрольности исполнения бюджета и, соответственно, снижению нецелевого использования бюджетных средств, уменьшению неэффективных бюджетных расходов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ разработан и утвержден финансовым органом Регламент исполнения бюджета города, определяющий порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, кассового плана бюджета города, принятия и подтверждения денежных обязательств, санкционирования расходов, порядок исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, порядок завершения финансового года, исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета Города Томска.
Реформа муниципальных финансов осуществляется в тесной взаимосвязи с административной реформой, в рамках которой проведен анализ функций органов местного самоуправления, сформирован перечень муниципальных услуг, ведется работа по их стандартизации и регламентации, сформирована система по оптимизации расходования бюджетных средств, предусмотренных на содержание бюджетных учреждений.
Разработаны механизмы формирования, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых и ведомственных программ, установлен порядок подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования муниципального образования «Город Томск».
На базе имеющихся положительных результатов реформирования системы управления финансами в Городе Томске необходима дальнейшая модернизация бюджетного процесса в соответствии с основными направлениями бюджетной реформы, осуществляемой на федеральном уровне.
Кроме того, сохраняется ряд системных недостатков и нерешенных проблем:
стратегия социально-экономического развития Города Томска на период до 2020 года остается слабо увязанной с бюджетным планированием;
доходная база бюджета Города Томска по прежнему остается нестабильной;
сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации в повышении их эффективности;
сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;
формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
социально значимые муниципальные услуги не предоставляются в электронной форме;
действующая система муниципального финансового контроля не позволяет оценить эффективность использования средств бюджета Города Томска.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Города Томска увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также по дальнейшей модернизации управления общественными финансами Города Томска.
Цель Программы — создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Города Томска, повышение качества бюджетного процесса.
Основным условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Города Томска.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
повышение финансовой устойчивости бюджета Города Томска;
повышение качества бюджетного планирования;
повышение эффективности и качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ) Города Томска;
оптимизация расходов бюджета Города;
обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования;
создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению муниципальных услуг;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
Основными направлениями решения указанных задач являются:
1) Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Города Томска.
2) Переход к программной структуре расходов бюджета Города Томска.
3) Оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их исполнения.
4) Повышение качества предоставления муниципальных услуг и совершенствование правового положения муниципальных учреждений в Городе Томске.
5) Развитие системы муниципального финансового контроля в Городе Томске, в том числе ведомственного контроля и учета достигнутых результатов.
6) Повышение эффективности использования бюджетных средств по направлениям муниципальной политики (отраслям социальной сферы).
Реализация мероприятий данного направления будет осуществляться в рамках решения следующих задач Программы:
В Городе Томске за последние три года наблюдается рост доходов, в 2010 году обеспечено исполнение бюджета по доходам и сокращение дефицита бюджета к первоначально утвержденному объему.
В условиях мирового экономического кризиса в Городе Томске были приняты антикризисные меры, позволившие обеспечить сбалансированность бюджета Города Томска, а именно:
В сфере долговой политики в результате проведения работы по снижению процентных ставок при привлечении кредитов у кредитных организаций (подписаны соглашения о снижении размера процентных ставок по ряду действующих муниципальных контрактов), проведения аукционов по привлечению кредитов и организации выпуска ценных бумаг, размещения среднесрочных облигаций Томского городского займа 2010 года в объеме 800,0 млн.руб. и проведения работы по диверсификации кредитного портфеля и реструктуризации долговых обязательств, позволяющей исключить возникновение пиковой долговой нагрузки в отдельно взятые месяцы в течение текущего финансового года и в плановом периоде, частичного выкупа облигаций Томского городского займа 2008 года (выступив первым муниципальным образованием, осуществившим выкуп облигаций после финансового кризиса), расходы на обслуживание муниципального долга в 2010 году сократились к первоначально утвержденному плану на 1,1% (или на 71,2 млн.руб.) при росте объема муниципального долга на 17,1%.
В целях укрепления доходной базы бюджета Города Томска, сокращения недоимки, изыскания дополнительных доходных источников образована и работает постоянно действующая комиссия по пополнению доходной части бюджета Города Томска, которая координирует деятельность главных администраторов (администраторов) доходов бюджета Города по обеспечению поступлений доходов в бюджет Города.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности.
Бюджетная политика Города Томска должна учитывать все возможные сценарии развития экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.
Таким образом, для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета Города Томска, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
1) прогнозирование основных бюджетных параметров (в том числе долговой нагрузки) на среднесрочную (до 3 лет) перспективу;
2) наличие и применение критериев приемлемости (допустимости) долговой нагрузки, ограничение муниципального долга;
3) систематический анализ и оценка рисков в бюджетно-налоговой сфере, в том числе — оценка последствий принятия новых расходных обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам или сокращению доходов;
4) проведение комплексной оценки социальной и экономической целесообразности предоставления вновь принимаемых льгот по налоговым и неналоговым платежам в бюджет Города Томска;
5) недопустимость увязки в ходе исполнения бюджетов объемов расходов бюджета с определенными доходными источниками;
6) планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
7) принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации при наличии доходных источников и эффективности их исполнения.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов в рамках данного направления планируется реализовать следующие основные мероприятия:
1) формирование бюджета с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Города Томска, основанного на реалистичных оценках;
2) совершенствование ведения мониторинга реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет бюджетных средств, а также процедуры принятия решений о реализации новых инвестиционных проектов. В силу ограниченности бюджетных инвестиционных ресурсов необходима их концентрация на реализации приоритетных, экономически и социально значимых для города инвестиционных проектов;
3) усиление программно-целевого направления инвестиционной политики Города Томска;
4) дальнейшее развитие доходного потенциала бюджета Города Томска;
5) совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета Города Томска.
Реализация мероприятий данного направления будет осуществляться в рамках решения следующей задачи Программы — обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей.
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления Города Томска и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения процесса составления и утверждения бюджета Города Томска.
При этом предполагается, что в течение ближайших нескольких бюджетных циклов будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов бюджета в соответствии с проектами муниципальных программ с поэтапным расширением числа программ и подпрограмм, утвержденных в установленном нормативными правовыми актами порядке.
Программная структура должна охватывать значительную часть расходов бюджета Города Томска.
В 2010 году в процессе реформирования бюджетной системы в Российской Федерации в Городе Томске завершено создание законодательной основы в целях повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.
Как относительно новый вид планирования расходов, соответствующий одной услуге и базирующийся на системе целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования, в 2010 году в бюджете города утверждены ассигнования на реализацию 16 ведомственных целевых программ.
Общая доля ассигнований по 19 городским долгосрочным целевым программам и 16 ведомственным целевым программам в расходах бюджета на 2010 год с учетом межбюджетных трансфертов составила 37,9% (доля 19 городских долгосрочных целевых программ в расходах бюджета — 6,2%).
Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности органов местного самоуправления, отвечающих за реализацию соответствующих программ и подпрограмм, уточнения их структуры и полномочий.
Укрупнение структуры расходов позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись и одновременно расширить полномочия главных распорядителей средств бюджета Города Томска в формировании и ведении собственных бюджетных росписей.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, городских целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.
Использование при формировании и исполнении бюджета Города Томска программно-целевого подхода, позволяющего осуществлять концентрацию ресурсов в целях достижения конкретных измеримых результатов, будет являться основным инструментом повышения эффективности использования бюджетных средств.
Для обоснования необходимости решения задач программными методами должны учитываться приоритеты и цели Стратегии социально-экономического развития Города Томска, прогнозы развития городских потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния города.
Общими принципами разработки и реализации целевых программ являются:
1) формирование целевых программ исходя из четко определенных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
2) определение органа администрации Города Томска, отвечающего за реализацию целевой программы (достижение конечных результатов);
3) установление для целевых программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
4) наделение органа администрации Города Томска и должностных лиц, осуществляющих управление городскими целевыми программами и подпрограммами в их составе, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ;
5) проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации целевых программ, оценки их вклада в решение вопросов развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.
Общими принципами разработки и реализации ведомственных программ являются:
1) приоритетный характер решаемых ведомственной программой проблем;
2) обоснованность и комплексность мероприятий ведомственной программы, их определенность, количественная измеримость, соответствие поставленным задачам, реальность сроков их реализации;
3) эффективность ведомственной программы и порядка осуществления мероприятий ведомственной программы, ожидаемые конечные результаты.
Для реализации изложенных принципов потребуется:
1) организация реализации целевых программ с отражением в них в том числе следующих основных вопросов:
достижение целевой направленности задач целевых и ведомственных программ, направленных на решение долгосрочных целей и приоритетов социально-экономического развития Города Томска;
четкое прогнозирование конечных результатов целевых и ведомственных программ;
правовое урегулирование отношений по реализации целевых и ведомственных программ;
реализация целевых и ведомственных программ в установленные сроки.
прогнозируемое финансовое обеспечение целевых и ведомственных программ;
2) определение порядка планирования объемов ассигнований бюджета Города Томска на реализацию целевых программ с учетом необходимости его более тесной увязки с бюджетным процессом;
3) внесение изменений в действующие положения о порядке разработки городских долгосрочных целевых программ, ведомственных программ и положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования как инструменте управления на уровне органов местного самоуправления.
Реализация мероприятий данного направления будет осуществляться в рамках решения следующей задачи Программы — повышение качества оказания муниципальных услуг Города Томска.
Оптимизация функций муниципального управления и повышение качества их обеспечения предполагает продолжение реализации административной реформы.
Основной акцент будет сделан на проектном принципе организации деятельности администрации Города Томска и её органов, в том числе на применении его в процессе реализации городских целевых программ.
Основные направления повышения эффективности деятельности администрации Города Томска и её органов:
1) противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
2) совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
3) переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий администрации Города Томска и её органов в электронной форме;
4) использование информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности администрации Города Томска и её органов.
Основными мерами по оптимизации функций муниципального управления и повышения эффективности их исполнения являются:
1) определение перечней ключевых показателей эффективности деятельности администрации Города Томска и её органов в рамках докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
2) мониторинг достижения значений ключевых показателей эффективности деятельности администрации Города Томска и её органов.
В целях создания эффективной системы планирования и бюджетирования, ориентированного на результат, контроля результативности деятельности органов администрации г. Томска и формирования бюджета г. Томска, направленного на решение стратегических целей и задач развития города, постановлением Мэра г. Томска от 16.05.2007 N 278 «О порядке подготовки и предоставления Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования муниципального образования «Город Томск»:
Постановлением Мэра города Томска от 08.08.2007 N 486 «О Порядке оценки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования муниципального образования «Город Томск» утверждены количественные показатели для оценки результатов деятельности субъектов бюджетного планирования.
Также одним из направлений повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления является повышение качества управления бюджетным процессом. Инструментом, позволяющим оценить качество управления бюджетным процессом, является проведение мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого администрацией Города Томска и её органами (главными распорядителями средств бюджета, главными администраторами доходов бюджета), и проведение оценки показателей, характеризующих качество финансового менеджмента.
В предшествующие годы существенным образом изменился бюджетный процесс в целом, что повлекло за собой изменения на всех его этапах, включая планирование, исполнение и контроль за исполнением бюджета, которые требуют иного качества финансового управления (менеджмента) на уровне главных распорядителей бюджетных средств. Дальнейшая реформа бюджетного процесса должна сосредоточиться на внедрении в их деятельность современных процедур и методов финансового менеджмента.
В 2010 году постановлением администрации Города Томска от 02.06.2010 № 500 утвержден Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального образования «Город Томск» и регламент его проведения, разработана автоматизированная система обработки показателей для мониторинга. Указанным постановлением определены два главных распорядителя бюджетных средств для участия в пилотном проекте «Мониторинг качества финансового менеджмента». По результатам проведенного в 2010 году мониторинга выявлены отдельные недостатки по расчету показателей, которые доработаны и будут учтены по завершению пилотного проекта.
Важной сферой оптимизации деятельности публично-правовых образований является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
1) максимизация основных показателей финансово-экономического состояния муниципальных предприятий Города Томска;
2) совершенствование механизмов контроля за деятельностью руководителей муниципальных предприятий;
3) реализация Федерального закона от 8 мая 2010 года N
Реализация вышеуказанных мер позволит обеспечить развитие муниципального сектора экономики Города Томска для укрепления его потенциала и повышения конкурентоспособности. Кроме того, внедрение новых подходов к управлению муниципальной собственностью Города Томска повысит эффективность и результативность деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений, увеличит эффективность использования муниципального имущества с выявлением резервов экономии расходования бюджетных средств, источников для поступлений в бюджет дополнительных доходов за счет сдачи в аренду муниципального имущества, отчислений от прибыли предприятий.
Реализация мероприятий данного направления будет осуществляться в рамках решения следующей задачи Программы- создание условий для повышения эффективности деятельности администрации Города Томска и её органов по обеспечению муниципальных услуг.
Существующая в Городе Томске сеть муниципальных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и пока функционирует в отрыве от современных подходов к развитию муниципального управления и принципов оптимальности и достаточности оказания муниципальных услуг. Массового перехода бюджетных учреждений в автономные учреждения не произошло. Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а исходя из необходимости содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в основном методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. Таким образом, на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества муниципальных услуг.
Основными принципами данного направления Программы являются:
1) повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
2) создание условий для оптимизации бюджетной сети;
3) развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
4) внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений будут проводиться путем реализации Федерального закона от 08.05.2010 N83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Они направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для администрации Города Томска и её органов по оптимизации подведомственной сети.
Переход бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Для обеспечения реализации полномочий бюджетных учреждений необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования при составлении проекта бюджета показателей муниципального задания на оказание муниципальных услуг муниципальными автономными, бюджетными и казенными учреждениями.
В этих целях администрации Города Томска и её органам, разрабатывающим проекты муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями, необходимо в рамках подготовки проекта бюджета разрабатывать и представлять в департамент финансов администрации Города Томска показатели муниципальных заданий.
Для реализации данного направления необходимо предпринять следующие меры:
1) внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
2) повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг;
3) разработка и доработка нормативной правовой базы по реализации норм Федерального закона от 08.05.2010 N83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Вышеуказанные мероприятия позволят перейти на качественно иной уровень управления общественными финансами и создать инструмент для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности использования бюджетных средств.
Реализация мероприятий данного направления будет осуществляться в рамках решения следующей задачи Программы — повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
Действующая система муниципального финансового контроля имеет давние традиции и длительный опыт функционирования, однако нормативная правовая база системы финансового контроля не образует целостную систему с системой бюджетирования, ориентированного на результат. По-прежнему основной целью большинства контрольных мероприятий является контроль произведенных расходов, а не контроль результатов. Также основной акцент делается на внешнем контроле, а не на развитии процедур внутреннего контроля.
Переход к программному бюджету и внедрению новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требует комплексного реформирования системы муниципального финансового контроля, более чёткого разграничения полномочий органов, осуществляющих финансовый контроль.
В Городе Томске в целях реализации этого направления необходимо предпринять следующие меры:
уточнение полномочий администрации Города Томска, либо её органов по осуществлению финансового контроля;
законодательное введение понятия внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля с определением их форм, методов и объектов;
осуществление ведомственного контроля, направленного на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности использования бюджетных средств;
организация действенного контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований с определением критериев эффективности и результативности их использования;
установление мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
исключение возможности необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.
Реализация мероприятий данного направления будет осуществляться в рамках решения всех задач Программы.
Практическое применение предлагаемых Программой принципов и инструментов будет осуществляться в рамках долгосрочных и ведомственных программ в соответствующих сферах муниципальной экономики.
В настоящее время в рамках взаимодействия с администрацией Томской области, в целях реализации мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов органами администрации Города Томска подготовлены и согласованы с соответствующими структурами администрации Томской области программы оптимизации расходов бюджета на
Основными мероприятиями по данному направлению являются:
Оптимизация сети, расходов и штатной численности муниципальных учреждений.
Внедрение системы программно-целевого планирования.
Совершенствование системы муниципальных закупок.
Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности использования бюджетных средств по конкретным направлениям муниципальной политики.
Реализация мероприятий Программы позволит создать условия для повышения качества и увеличения доступности муниципальных услуг, а также для реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Города Томска.
Руководство реализацией Программы, а также координацию и контроль за ее реализацией предлагается возложить на департамент финансов администрации Города Томска.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках утверждаемого Плана.
Анализ выполнения Программы и Плана мероприятий по реализации Программы осуществляется в соответствии с достижением показателей оценки эффективности реализации программы повышения эффективности использования бюджетных средств муниципального образования «Город Томск» на период до 2013 года.
Начальник департамента финансов
администрации Города Томска И.Ю. Ярцева