17.05.2011 в первом чтении Госдумой принят законопроект о внесении изменений в налоговое законодательство РФ. Он предполагает с 2012 года сокращение сферы применения ЕНВД, а с 2014 года — его полную отмену. Альтернативой данному налогу проектом предлагается Патентная система налогообложения. Принятие данного законопроекта приведет к сокращению доходной базы местных бюджетов.
В настоящее время в соответствии с действующим налоговым законодательством система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в обязательном порядке должна применяться только для отдельных видов предпринимательской деятельности, установленных Налоговым кодексом (бытовые услуги, розничная торговля, услуги общественного питания и др.). При этом численность работников не должна превышать 100 человек. Доходы от ЕНВД в полном объеме зачисляются в местные бюджеты.
Начиная с 2012 года планируется сократить сферу применения ЕНВД за счет ограничения численности работников со 100 до 50 человек в розничной торговле и общепите с торговыми залами до 150 кв.м. В результате плательщики ЕНВД по данному виду предпринимательской деятельности перейдут на упрощенную систему налогообложения или на общий режим налогообложения, а это уже будут доходы регионального либо федерального бюджетов. С 2013 года предполагается полностью исключить розничную торговлю и общепит с торговыми залами до 150 кв.м. из перечня видов деятельности, к которым может применяться ЕНВД. Потери городского бюджета (на примере города Ярославля) в 2013 году составят более 100 млн.руб.
С 2014 года планируется полностью отменить ЕНВД. Для города Ярославля потери составят еще около 400 млн.руб. в год.
Кроме того, данный законопроект начиная с 2012 года предлагает выделить из упрощённой системы налогообложения патент в отдельную главу «Патентная система налогообложения» и расширить сферу применения данной системы за счет увеличения численности работников с 5 до 10 человек. Однако данный шаг не обеспечит компенсации потерь местных бюджетов, так как патент ориентирован на предпринимателей с небольшой численностью работников (всего до 10 человек) и ограничен перечнем разрешенных видов деятельности (меньшим, чем при ЕНВД). При этом, следует отметить, что доходы города Ярославля от ЕНВД составляют порядка 400 млн.руб. в год (5% поступлений собственных доходов), а доходы от выдачи патентов (норматив передан субъектом городу в размере 100%) — 400 тыс.руб. (0,01% собственных доходов), то есть в 1000 раз меньше.
Одновременно с этим необходимо отметить, что целый ряд субъектов малого и среднего предпринимательства применяют упрощенную систему налогообложения, отчисления от применения которой в настоящее время поступают в региональные бюджеты в полном объеме. В тоже время, в соответствии с ФЗ №
Поэтому, в целях стимулирования органов местного самоуправления к развитию налогооблагаемой базы по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в том числе за счет использования ими различных механизмов поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства на соответствующих территориях), а также для компенсации потерь местных бюджетов от отмены ЕНВД, необходимо закрепить за местными бюджетами норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (зачисляемого в настоящее время в полном объеме в региональные бюджеты), для чего внести соответствующие изменения в бюджетное законодательство РФ.
Заместитель мэра — директор департамента финансов мэрии города Ярославля А.А. Данц