Важнейшим инструментом социальной регуляции были и остаются государственные и муниципальные финансы. Наряду с этим, организационные и структурные изменения в системах управления привели к разобщению работников некогда единой финансовой системы. Специалисты разделились как по уровням власти, так и по направлениям: налоговая служба, финансовые органы, казначейские органы, структуры государственного финансового контроля, аудита, консалтинга и менеджмента.
Профессиональные информационно-методологические потоки деятельности перечисленных структур сократились вследствие сужения специализации, а объем методологической, справочной, консультационной информации, направляемой по ведомственной вертикали, сократился до более чем скромных параметров.
Несовмещенность интересов государственных и муниципальных структур управления сделало неоправданно короткой вертикаль информационных потоков профессионального назначения.
Общеизвестна формула: «Информация – это власть». С сокращением информационной обеспеченности существенно ослаблена деятельность финансовых подразделений в системах власти и управления.
Редкостью стало профессиональное общение специалистов в межрегиональном аспекте. Практически исчезли прикладные материалы по передовым и малоизвестным методам бюджетно-финансовой работы, существенно увеличивающим эффективность использования государственных и муниципальных ресурсов.
Тем самым стала очевидной необходимость объединения усилий финансистов федеральных, региональных и местных органов власти, представителей финансово-экономической науки, работников контрольных и налоговых служб специалистов в области права. Возможной формой реализации этой необходимости является создание общественной организации Некоммерческое Партнерство «Сообщество финансистов России», деятельность которого должна быть направлена наконсолидацию творческих сил, возможностей, опыта для содействия решению профессиональных проблем как каждого из участников СФР, так и для укрепления финансово-экономической системы каждой административно-территориальной ячейки.
Реализация этой общей задачи предполагает работу в следующих сферах:
1. Разработка новых (либо альтернативных) проектов нормативно-методических документов по вопросам бюджетно-финансовой, контрольной и налоговой работы.
2. Организация взаимодействия с государственными и территориальными органами, курирующими эти направления.
3. Обращение к соответствующим органам федеральной власти с предложениями о внедрении разрабатываемых участниками СФР проектов.
В настоящее время как никогда актуальны вопросы формирования и развития бюджетного устройства субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, совершенствование практики осуществления бюджетного процесса.
Бюджетный федерализм на практике – это согласованная система федеральных, субфедеральных и местных межбюджетных отношений. В связи с этим, одной из главных задач СФР является содействие достижения баланса федеральных и региональных интересов в налогово-бюджетной сфере и их оформление в соответствующих законодательных и подзаконных актах и нормативных документах.
Для этого СФР намерено исполнять следующие функции:
1.Изучение сложившейся практики межбюджетных отношений на различных уровнях государственного и муниципального управления.
2.Разработка технологий осуществления горизонтальных межбюджетных отношений.
3.Доведение до участников СФР информации о складывающейся системе межбюджетных отношений и опыте регионов по данной проблематике.
4.Научно-правовая экспертиза законопроектов и предложений по вопросам совершенствования межбюджетных отношений.
1.Обобщение и анализ практики формирования федерального, субфедерального и местного законодательства по бюджетно-финансовой, контрольной и налоговой тематике.
2.Изучение особенностей региональной законодательной и нормативной базы по вопросам финансов, контроля и налогов.
3.Представление (при необходимости) интересов участников СФР в законодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных, налоговых и других органах власти и управления.
Опыт, знания, профессиональный потенциал многих работающих специалистов в области финансов, исторический опыт и перспективные разработки территорий часто остаются невостребованными и (или) неизвестными большей части финансовых работников. Поэтому в целях обеспечения информационного обмена между участниками по актуальным проблемам и практическим вопросам их деятельности СФР осуществляет следующие виды работ:
1.Сбор, анализ и обобщение данных об опыте работы органов финансовой, контрольной и налоговой сферы.
2.Определение наиболее острых прикладных проблем профессиональной деятельности организаций и индивидуальных членов по вопросам бюджетной деятельности, внедрению казначейской системы исполнения бюджетов, практических инструментов финансового и налогового контроля.
3.Разработка методических рекомендаций по совершенствованию практики работы финансовых, контрольных и налоговых органов по конкретным направлениям.
4.Обеспечение доступа к необходимой методологической, статистической и ведомственной информации открытого характера для каждого участника СФР.
В современной практике появляются новые технологии обеспечения финансовой, контрольной и налоговой работы, программная продукция различного уровня. В связи с большим разнообразием предложений возникает проблема выбора оптимального продукта, содержащая множество критериев: адаптируемость к сложившейся системе, квалификация пользователя, соответствие возможностей продукта поставленным задачам, сочетаемость с сопрягаемыми системами, параметры технической базы потребителя и т.д. Недостаточно обоснованный выбор неизбежно ведет к финансовым потерям, сбоям в функционировании организации-пользователя и смежных структурах.
С учетом вышеизложенного, в области технологической оптимизации деятельности, СФР намерено проводить следующие работы:
1.Экспертиза и выработка заключений по программным продуктам, эксплуатируемым в финансовой, контрольной и налоговой сфере.
2.Организация и проведение конкурсов на выполнение заказов финансовых, контрольных и налоговых органов по созданию программных средств, внедрению современных организационных и управленческих технологий.
Исходя из необходимости осознанного восприятия правовых и методологических новаций, объективного возрастания требований к уровню профессиональной подготовки работников финансовой, контрольной и налоговой сферы предусматривается организация дополнительных систем повышения квалификации участников СФР (наряду с уже существующими).
Для достижения поставленных целей, представляются уместными следующие направления работ по формированию инструментов и системы функционирования СФР:
Любая государственная или муниципальная структура имеет возможность нормально функционировать, если она опирается на хорошо развитые гражданские институты, представляющие весь спектр интересов гражданского общества. Поэтому, для усиления работы структур власти и управления, деятельность СФР предполагает активное взаимодействие с органами федеральной, региональной власти и местного самоуправления, а также с государственными и общественными формированиями финансово-экономической направленности.