Опыт реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов в г. Липецке, Выступление председателя департамента финансов администрации города Липецка Н.Н.Фоминой

Активный процесс реформирования бюджетной сферы города Липецка «стартовал» еще в 2008 году. Постановлением главы города был утвержден План реформирования муниципальных финансов, включающий реализацию мероприятий по следующим ключевым направлениям:

  • повышение эффективности бюджетных расходов путем внедрения методов бюджетирования по результатам и проведения реструктуризации сети муниципальных учреждений;
  • совершенствование инструментов стратегического планирования в городе Липецке, внедрение показателей оценки эффективности деятельности главных распорядителей бюджетных средств;
  • расширение механизмов публичной экспертизы решений, принимаемых в бюджетной сфере;
  • организация предоставления доступных и качественных бюджетных услуг населению.

В целом реализация Плана реформирования осуществлялась по 11 направлениям, в рамках которых было запланировано более 50 мероприятий.

За два года реализации Плана удалось добиться значительных результатов: в городе утверждены перечни услуг, оказываемых учреждениями социально-культурной сферы, разработаны показатели качества их предоставления. Приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий для бюджетных и автономных учреждений. В 2010 году главными распорядителями бюджетных средств впервые были сформированы муниципальные задания для подведомственных учреждений.

Ежегодно администрацией города утверждается план-график реформирования муниципальных учреждений, в рамках которого ведется работа по оптимизации действующей сети.

В 2009 году в городе появились первые автономные учреждения.

В автономию «ушли» три городских парка, дворец культуры и зоопарк. На сегодняшний день на территории города функционирует шесть муниципальных автономных учреждений. Большая часть из них, по-прежнему, в сфере культуры и одно учреждение по работе с одаренными детьми в сфере образования.

При этом деятельность существующих автономных учреждений показывает положительные результаты. Полученная финансовая самостоятельность позволила сократить текучесть кадров, увеличить доходы учреждения, повысить заработную плату, расширить спектр дополнительных услуг.

Начиная с 2009 года, департаментом финансов администрации города Липецка проводится мониторинг качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств города Липецка.

Оценке подвергается деятельность главных распорядителей по составлению и исполнению бюджета. В состав критериев входят индикаторы, позволяющие определить не только уровень планирования и эффективность расходования средств, но и способность главных распорядителей взаимодействовать с подведомственными учреждениями в условиях внедрения новых принципов финансирования.

Мониторинг проводится в соответствии с утвержденным Порядком (постановление главы города Липецка от 21.07.2009 № 1715), а его результат — составление рейтинга главных распорядителей на основании набранного количества баллов и поощрение победителей.

Такая форма анализа, по нашему мнению, стимулирует главных распорядителей к повышению уровня и качества финансового менеджмента, привносит элементы конкуренции.

Важнейшим шагом на пути модернизации бюджетного процесса города стало внедрение в 2010 году программного комплекса «Автоматизированная система управления бюджетным процессом главных распорядителей бюджетных средств».

Программный комплекс позволил осуществить автоматизацию задач, реализация которых связана с деятельностью главных распорядителей бюджетных средств по формированию бюджетных проектировок и муниципальных заданий.

Сегодня в городе ведется активная реализация Городской целевой программы «Реформирование муниципальных финансов в городе Липецке на 2011 год», которая направлена на модернизацию бюджетной системы, повышение эффективности бюджетных расходов и обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы города.

Хочу отметить, что данная Программа является логическим продолжением процесса реформирования муниципальных финансов, начатого три года назад.

Наряду с мероприятиями по укреплению доходной базы бюджета города, совершенствованию системы управления муниципальным долгом, изменению правового положения муниципальных учреждений, повышению качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг, в рамках Программы мы предусмотрели ассигнования на оплату участия в семинарах и приобретение компьютерной техники для главных распорядителей бюджетных средств в целях осуществления качественного информационного взаимодействия всех участников бюджетного процесса.

В 2010 году, в рамках мероприятий Программы, в нашем Липецке была проделана масштабная работа по адаптации принятых ранее нормативных правовых актов к требованиям Федерального закона № 83-ФЗ.

Внесены изменения в ключевые муниципальные правовые акты города — Устав и Положение о бюджетном процессе, подготовлена нормативная база, регламентирующая порядок изменения типа муниципальных учреждений, принято Положение об отдельных вопросах правового регулирования бюджетных и казенных учреждений в переходный период.

Также определен перечень казенных учреждений. В перечень вошли следующие учреждения: МУ «Управление строительства г. Липецка», МУ «Управление по материально-техническому обеспечению и эксплуатации зданий администрации г. Липецка», МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». В настоящее время рассматривается вопрос о переводе в статус казенных централизованных бухгалтерий и двух учреждений в сфере жилищно-коммунального хозяйства: МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» и МУ «Управление капитального ремонта».

В 2011 году в рамках реализации мероприятий Программы продолжается активная работа по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений.

В связи с этим, перед главными распорядителями бюджетных средств сегодня поставлена задача о проведении инвентаризации утвержденных ранее перечней услуг, выделении из них, при необходимости, работ, а также формировании отдельного реестра услуг, оказываемых за плату и не входящих в муниципальное задание. Кроме этого, мы планируем до начала формирования проекта бюджета на 2012–2014 годы внести изменения также и в показатели качества предоставления бюджетных услуг.

Реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов будет продолжена и в 2012 году. При этом их содержание будет зависеть от достигнутых результатов по итогам 2011 года и задач, стоящих на перспективу.

22 июня 2011