Всероссийская финансовая видеоконференция

16 февраля в Москве состоялось Общее собрание членов Сообщества финансистов России. Впервые это мероприятие было проведено в форме аудиовидеоконференции по каналам телекоммуникационной связи, предоставленным Федеральным казначейством и его территориальными органами. В аудиовидеоконференции приняли участие члены СФР: руководители финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и руководители управлений (отделений) Федерального казначейства, представители Министерства финансов РФ. Формат аудиовидеоконференции оправдал себя: всего в собрании приняли участие 1092 человека (представители 118 юридических лиц — членов Сообщества из 186 вступивших на текущий момент в СФР). Участники собрания в разных территориях России воспользовались техническими возможностями аудиосвязи в отделениях Федерального казначейства.

Разумеется, ключевыми стали темы реформирования государственных и муниципальных учреждений, основы формирования нормативов оказания ими услуг, подходы к установлению государственных и муниципальных заданий. В своем докладе А. М. Лавров, директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России, остановился на первом этапе реформирования бюджетного процесса, ознакомил участников конференции с ситуацией, которая сложилась в настоящий момент в ходе реализации Федерального закона № 83-ФЗ. Кроме того, А. М. Лавров рекомендовал субъектам РФ, если есть такая возможность, начинать разработку собственных госпрограмм. Не обязательно со следующего года переходить к программной структуре бюджета, сделать это можно и позже, но нельзя забывать, что подготовительный период займет достаточно длительное время и надо заранее прорабатывать все элементы программ, в том числе и с профильными федеральными министерствами.

«Кроме перехода на программный бюджет предполагается удлинить горизонт бюджетного планирования и составить прогноз социально-экономического развития на период до 2020 года, а если удастся, даже и до 2030 года, — сказал А. М. Лавров. — В планах работы Правительства РФ стоит обсуждение и утверждение до 30 июня 2011 года долгосрочной бюджетной стратегии, которая тоже будет определять дополнительные расходы по основным направлениям государственной политики. И мы планируем, что к концу августа текущего года все основные параметры федерального бюджета будут определены. Разрабатывая государственные программы и формируя бюджет, мы исходим из того, что вся эта работа должна быть скоординирована с реализацией Федерального закона № 83-ФЗ».

О. Г. Бежаев, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ, подвел итоги исполнения бюджетов муниципальных образований в 2010 году. По собственным доходам бюджеты МО исполнены с ежегодным приростом около 10 %. Причем наблюдается прирост как по налоговым, так и по неналоговым доходам. В частности, по налоговым доходам идет увеличение от 6 % до 15 % по всем видам налогов. Одновременно в прошедшем году восстановлен прирост межбюджетных трансфертов в местные бюджеты. Это не может не радовать, поскольку в 2009 году в связи с кризисом субъекты РФ допустили снижение трансфертов. Прирост межбюджетных трансфертов в 2010 году составил около 9 %. Возрос уровень субсидий: в 2010 году местные бюджеты получили от субъектов РФ средств на 8 % больше, чем в предыдущем году. Приблизительно таков уровень прироста и дотаций муниципальным бюджетам. В структуре расходов местных бюджетов в 2010 году значительных изменений не произошло. По-прежнему наибольший удельный вес занимают расходы на образование, затем на ЖКХ.

Подвел О. Г. Бежаев и общие итоги исполнения местных бюджетов. В этой части он отметил, что в 2010 году дефицит местных бюджетов в целом составил 11,9 млрд руб. Это в несколько раз меньше, чем в 2008 году, поскольку тогда дефицит равнялся 52,4 млрд руб. О положительных результатах исполнения местных бюджетов говорит и тот факт, что их кредиторская задолженность сократилась по сравнению с 2009 годом с 48 млрд руб. до 31 млрд руб. Вместе с тем в 2010 году наблюдается рост долга местных бюджетов. Их долговые обязательства в 2010 году выросли на 26 % и составили 133 млрд руб. Такого роста долговых обязательств не было за последние пять лет. Остатки средств местных бюджетов на 1 января 2011 года составили 90 млрд руб. (рост составил почти 20 % по сравнению с 2009 годом).

На конференции выступили и другие представители Министерства финансов РФ: Л. А. Ерошкина, директор Департамента межбюджетных отношений (доклад «О новых подходах к формированию межбюджетных отношений на 2011–2012 годы»);И. Р. Кузин, директор Департамента бюджетной политики в отраслях транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и АПК (доклад «О порядке формирования и расходования средств Дорожных фондов в субъектах РФ и муниципальных образованиях в 2011 году. Инвестиционная политика в 2011 году»); С. В. Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой политики («Новации в налоговой политике на 2011-2012 годы»).

Присутствовавший на собрании А. Ю. Демидов, заместитель руководителя Федерального казначейства, ознакомил членов сообщества с особенностями кассового обслуживания бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований органами Федерального казначейства в 2011-м и в последующие годы. В частности, он сообщил, что к 1 января 2014 года предполагается создать двухуровневую систему Казначейства России (на настоящий момент действует трехуровневая — отделения в муниципальных образованиях, управления в субъектах РФ и Центральный аппарат), при которой участниками бюджетного процесса и гражданско-правовых отношений будут только Центральный аппарат и УФК. Отделения же будут реорганизованы в отделы — структурные подразделения УФК. «Однако, — обратил внимание участников конференции А. Ю. Демидов, — точки присутствия Федерального казначейства останутся во всех муниципальных образованиях. Изменится только их статус».

Завершилось собрание отчетом Н. С. Максимовой, депутата Государственной думы, председателя Совета Сообщества финансистов России, о работе СФР за 2010 год и задачах на 2011 год. Как в истекшем периоде, в предстоящем году основные направления работы членов СФР заключаются в подготовке предложений по совершенствованию бюджетного процесса, в том числе межбюджетных отношений, бюджетного и налогового законодательства, обмене информацией и опытом работы финансистов субъектов РФ и муниципальных образований.

Также Н. С. Максимова сообщила, что председатель секции «Финансисты муниципальных образований» А. Н. Домбровский сложил с себя полномочия в связи с переходом на другую работу. Теперь он занимает пост заместителя руководителя Федерального агентства водных ресурсов, а новым председателем секции Совет Сообщества предложил избрать И. А. Евдокимову, заместителя Городского головы, начальника управления финансов города Калуги.

17 февраля 2011